О комплексности развития городских территорий

Профессор МГУ В.С.Тикунов

В целом ряде городов страны власти прикладывают множество усилий и тратят немалые средства на «улучшение транспортной ситуации», а «неблагодарные» жители иногда еще и протестуют против «улучшений». Недавний пример – план реконструкции Ленинского проспекта в Москве, когда инициативные группы противников плана приложили немалые усилия и при поддержке международно-признанных авторитетов добились его отмены. Лозунг «Вы хотите жить рядом с МКАД?» убедил многих в необходимости пересмотра проекта. Ведь действительно жить рядом со скоростной магистралью, а Ленинский проспект согласно проекту и рассматривался только как транспортная артерия, малопривлекательно.

С нашей точки зрения план реконструкции должен быть комплексным и вести к минимальным нарушениям сложившейся структуры города. Не следует улучшать одну сферу жизни, за счет другой, а нужно искать некоторый оптимум за счет разумных компромиссов. Что же можно предложить в рассматриваемом случае? Лучший вариант это прокладка метро неглубокого заложения, а над ним двухуровневая дорога (первый уровень прямо над линией метро, а второй на уровне земли). Нам доводилось об этом уже писать в газете префектуры Юго-Западного административного округа Москвы – "За Калужской заставой" (2010, № 40) и кратко в газете "Аргументы и факты" (2010, № 47).

В этом случае ширина проезжей части даже может быть заужена и дополнительно засажена деревьями или, оставшись в старых размерах, позволит увеличить транспортный поток сразу в два раза. Осуществить реконструкцию можно так, чтобы поток в центр шел бы по второму уровню, а из центра по первому, то есть сделать его двухуровневым. Это обезопасит движение, сэкономит место на разделительной полосе, нельзя будет ездить по встречной полосе, избавит от светофоров, легко позволит организовать развязки, а реконструкция будет намного дешевле, чем строительство дублера в районах со старой застройкой (что также когда-то планировалось). Двухуровневые магистрали, кроме всего прочего, можно перекрыть светопрозрачным колпаком для уменьшения шума и сбора выхлопных газов, что улучшит состояние окружающей среды вдоль магистрали, упростится уборка снега. Ширина проспекта вполне достаточна, чтобы машины на втором уровне не оказались вблизи окон домов. Естественно, можно первый уровень полностью убрать под землю, но в этом случае затраты резко возрастут. Технически перестроить движение можно исходя из существующей ширины дороги (8 полос и разделением между ними превращаются в девять полос).

На первом уровне крайняя правая и левые полосы отдаются общественному транспорту (в одном направлении общественный транспорт движется навстречу основному потоку) и их можно огородить столбиками. Оставшиеся 7 полос используются следующим образом – средняя полоса используется для машин с наибольшей скоростью, две ближайших полосы от общественного транспорта используются как полосы разгона и торможения при съездах и разворотах, уводя и принимая потоки влево или право за счет опускания или поднятия над полосами общественного тр3d-модель транспортной развязкианспорта. Полосы торможения и разгона идут друг за другом, соответственно до и после съезда\выезда на трассу. Пересекающие магистрали уходят под дорогу в виде туннелей и к ним примыкают съезды/выезды. На втором уровне (7 полос) – центральная скоростная, крайние слева и справа полосы разгона /торможения. Для территории Новой Москвы имеет смысл также предусмотреть двухуровневые дороги над проектируемыми линиями метро, где пока легко зарезервировать место под развязки. 

Причем даже самые грубые прикидки позволяют говорить об уменьшении ущерба среде по сравнению с ранее имевшимися вариантами строительства дублера, когда пришлось бы вести строительство магистрали в условиях сложившейся городской застройки, что несомненно ухудшит качество городской среды в близлежащих домах, и видимо, по затратам средств будет сопоставимо с предлагаемой реконструкцией.

Попутно следует не забывать и о комплексности развития городских территорий. Подняв основную автомобильную трассу на второй уровень даже на отдельных участках (в случае с Ленинским проспектом кое-где сам рельеф просит это сделать, как на пересечении с улицей Строителей), на первом уровне под дорогой можно организовать переходы, разместить продовольственные магазины (которых здесь почти совсем не осталось), общественные автостоянки у крупных магазинов, парковки и гаражи для жителей домов. Это решает три проблемы – безсветофорное движение с легкой организацией развязок, размещение магазинов в шаговой доступности и ликвидацию стихийных стоянок во дворах.

Необходимо предусмотреть также отнесение пешеходной зоны от домов, где должна расти только травка, а не стоять машины. Это понравится не только жителям первых этажей, но и решит проблему падения сосулек с крыш на головы людей. То есть надо вспомнить о палисадниках вдоль домов – и красиво и безопасно для людей, да и затраты на очистку снега и сосулек с крыш домов уменьшатся. Опять же замечу, что ширина проспекта это вполне позволяет сделать. Над входами в существующие подземные переходы под магистралью можно также построить продовольственные магазины. Во-первых, крыша над этими входами уменьшит количество снега, убираемого из переходов, а, во-вторых, в переходах станет больше порядка, если вменить продавцам дополнительное видеонаблюдение за переходом. Самое главное, что в этом случае можно найти компромиссные решения в развитии социальной и экономической сферы жизни при неухудшении, а даже, возможно, с улучшением экологического состояния окружающей среды в этом районе города.